Космическая программа Китая
16 июня 2012 года

Китай осуществил пуск пилотируемого космического корабля "Шэньчжоу-9", в состав экипажа впервые включена женщина-космонавт.

Ниже приводится информация о космической программе Китая.

Космическая программа Китайской Народной Республики (КНР) начала развиваться на ракетном полигоне Цзюцюань, основанном 20 октября 1958 года для испытаний китайских баллистических ракет в малонаселенном районе на краю Бадань-Цзилиньской пустыни. В сентябре 1960 года отсюда была успешно запущена первая ракета ближнего действия советского производства, работающая на отечественном топливе, а в ноябре 1960 года состоялся успешный пуск первой ракеты, произведенной в КНР.

В октябре 1966 года впервые был успешно проведен испытательный запуск ракеты, несущей ядерную боеголовку.

24 апреля 1970 года ракетой "Чан Чжэн-1" (Chang Zheng-1, CZ-1) с полигона Цзюцюань стартовал первый китайский спутник Dongfanghong-I.

Несколько экспериментальных и научных аппаратов были запущены в последующие 10 лет на носителях FB-1, но пять из девяти пусков закончились неудачей.

С 1975 года главной космической программой, реализуемой на полигоне Цзюцюань, стала программа запуска возвращаемых спутников-фоторазведчиков семейства FSW. Для этого использовались ракеты CZ-2, CZ-2C и CZ-2D.

Этапным событием в истории полигона считается также запуск 18 мая 1980 года ракеты дальнего действия в направлении Тихого океана.

С 1999 года начались пуски ракеты-носителя CZ-2F с беспилотными космическими кораблями "Шэньчжоу". При создании этого ракетно-космического комплекса впервые в практике КНР был применен вертикальный вариант сборки, испытаний и транспортировки космического корабля и ракеты-носителя, а также применена технология дистанционного тестирования при запуске.

Всего до октября 2003 года с этого космодрома были успешно запущены 33 спутника и четыре беспилотных космических корабля, а также проведено более 1 тысячи экспериментальных запусков других ракет разного типа.

Помимо космодрома Цзюцюань в КНР были построены полигоны Учжай (Wuzhai), ныне известный как Тайюань (Taiyuan) в провинции Шаньси, и Сичан (Xichang).

В 1988 году с Тайюаня был запущен первый китайский полярный метеоспутник, и с тех пор полигон используется для запусков на солнечно-синхронные и приполярные орбиты метеоспутников серии "Фэн Юнь-1", спутников связи Iridium, китайско-бразильских аппаратов дистанционного зондирования CBERS и отечественных спутников оптико-электронного наблюдения "Цзы Юань-2". С этого космодрома стартовали ракеты-носители CZ-4, CZ-4B, CZ-2C/SD; шли испытания твердотопливной ракеты-носителя "Кайточжэ" ("Пионер").

Космодром Сичан (Xichang) построен в провинции Сычуань и с 1984 года используется исключительно для запуска спутников на геостационарную орбиту с помощью носителей CZ-3, CZ-2E, CZ-3A, CZ-3B

В настоящее время ведется строительство космодрома в районе города Вэньчан на острове Хайнань. Он должен быть введен в эксплуатацию в 2013 году. Поскольку этот космодром расположен максимально близко к экватору, отсюда предполагается запускать космические аппараты массой до 25 тонн. Центр управления полетами находится в городе Сиань (провинция Шэньси).

В 1992 году в Китае стартовала разработка программы пилотируемых полетов. Был создан космический корабль "Шэньчжоу". В 1999-2002 годах были произведены четыре беспилотных запуска этого корабля.

15 октября 2003 года с космодрома Цзюцюань в КНР был осуществлен первый полет человека в космос. Первым космонавтом Китая стал 38-летний подполковник Ян Ливэй из эскадрильи летчиков-космонавтов Народно-освободительной армии Китая. Совершив на корабле "Шэньчжоу-5" за 21 час 23 минуты 14 витков вокруг Земли, Ян Ливэй успешно приземлился. Китай стал третьей страной мира, самостоятельно осуществившей пилотируемый полет (правда, более чем через 40 лет после СССР и США).

Полет китайского космонавта в космос - это первый этап государственного стратегического плана развития пилотируемой космонавтики в КНР. План, включающий три этапа развития, был обнародован 16 октября 2003 года.

Задачи второго этапа - освоение техники стыковки космических кораблей с другими космическими аппаратами, создание в космосе лабораторий для кратковременных исследований посещающими их экипажами, отработка технологии проведения научных экспериментов, дальнейшее изучение вопросов жизни и работы космонавтов в космосе. В программу создания космических лабораторий также включен проект длительного пребывания космонавтов в космосе и их выхода в открытый космос.

Цель третьего этапа - ввод в строй более экономных и более надежных средств космического транспорта, создание космической станции, приспособленной для постоянного проживания и работы космонавтов, решение проблем масштабных научных экспериментов в космосе и прикладных технологий. Третий этап предполагает сформировать китайскую околоземную орбитальную инфраструктуру космического сервиса, интегрировать прикладные спутники на разных орбитах с космической станцией, что максимально поднимет их эффективность. Будет заложена техническая база для разведки космических далей и создана передвигающая космическая платформа.

11 октября 2005 года состоялся второй пилотируемый полет, который продлился пять дней. На борту космического корабля "Шэньчжоу-6" находились два человека - командир полковник Фэй Цзунлонг и бортинженер Ни Хайшен.

25 сентября 2008 года был запущен "Шэньчжоу-7" с экипажем из трех человек - Чжай Чжиган, Лю Бомин, Цзин Хайпэн. 27 сентября Чжай Чжиган, одетый в скафандр китайского производства "Фэйтянь", совершил первый в истории КНР выход в открытый космос (он длился 15 минут). Страховавший его Лю Бомин был одет в российский скафандр "Орлан".

1 ноября 2011 года с космодрома Цзюцюань стартовал "Шэньчжоу-8" и через два дня произвел первую в истории КНР автоматическую орбитальную стыковку с запущенным 29 сентября 2011 года аппаратом "Тяньгун-1", который является прообразом модуля будущей китайской космической станции. Орбитальный модуль "Тяньгун-1" имеет один стыковочный узел, а также оборудование для жизни и работы группы космонавтов в течение 20 суток, срок жизни модуля на орбите - два года.

14 ноября "Шэньчжоу-8" отстыковался от модуля и провел повторную стыковку с ним.

Китай стал третьей после России и США страной, осуществившей автоматическую орбитальную стыковку двух космических аппаратов.

16 июня 2012 года Китай осуществил запуск пилотируемого космического корабля "Шэньчжоу-9 с космодрома "Цзюцюань" при помощи ракетоносителя Changzheng-2F с первой женщиной-космонавтом на борту. Ею стала 33-летняя майор китайских ВВС Лю Ян. Помимо нее на борту находятся уже летавший в космос Цзин Хайпэн - командир корабля, и Лю Ван, ответственный за стыковку "Шэньчжоу" с находящимся на орбите орбитальным модулем "Тяньгун-1".

Главной задачей экипажа является отработка ручной и автоматической стыковки с модулем "Тяньгун-1", уже находящимся на орбите. На орбите космонавты проведут свыше 10 дней.

В планах КНР - создание космической станции, которую планируется около 2016 года вывести на орбиту, а в 2020 году - сделать обитаемой.

В марте 2003 года Китай объявил, что в ближайшие 20 лет выполнит программу изучения Луны. Программа "Чанъэ" (Chang'e) состоит из трех этапов: зондирование, посадка, возвращение. В 2007 и 2010 году Китай отправил к Луне первые два зонда. На втором этапе, ориентировочно в 2025 году, намечается высадка китайских космонавтов на поверхность Луны, а на третьем - создание лунной базы.