Южный полюс Луны оказался неожиданно "сухим" и безводным
20 июня 2012 года

Американские планетологи изучили дно крупного кратера Шаклтон на южном полюсе Луны при помощи инструментов автоматической станции LRO и не обнаружили там запасов воды, на существование которой указывали данные с земных телескопов и космических зондов, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Считается, что на Луне сложились условия, препятствующие накоплению и сохранению больших запасов воды. Отсутствие атмосферы и слабое притяжение делает невозможным существование молекул Н2О в виде жидкости или пара, а лед на открытой поверхности будет постепенно испаряться под действием солнечного ветра. Тем не менее, вода на Луне все же существует - в 2009 году индийский зонд Чандраян обнаружил воду в южном полушарии спутника Земли, а в 2012 году зонд LRO обнаружил иней в кратерах на северном полюсе.

Группа астрофизиков под руководством Марии Зубер (Maria Zuber) из Массачусетского технологического института (США) проверила, присутствует ли вода в глубоком кратере Шаклтон на южном полюсе Луны, изучив данные, полученные альтиметром LOLA на борту аппарата LRO.

Как отмечают планетологи, глубина и приполярное положение этого кратера делают его одним из наиболее вероятных кандидатов на роль лунного "ледохранилища". Тем не менее, неоднократные попытки обнаружить воду при помощи земных телескопов и космических зондов завершились неудачно из-за противоречащих друг другу данных, полученных разными приборами.

Зубер и ее коллеги использовали данные LOLA для составления подробнейшей топографической карты дна кратера и его стенок. Астрофизики изучили структуру Шаклтона и использовали новые данные для вычисления возраста отдельных частей кратера и проверки того, есть ли на его дне лед или другие формы воды.

По расчетам ученых, дно и кромка кратера образовались достаточно давно, примерно 3,6 миллиарда лет назад. С другой стороны, стенки кратера гораздо моложе других частей Шаклтона - их возраст составляет 1,4 миллиарда лет. Это связано с тем, что часть материи на склонах постепенно сползла вниз, на дно кратера.

Затем ученые попытались проверить, есть ли на дне кратера вода, сравнив альбедо - отражательную способность - кромки, стенок и дна кратера, измеренные LOLA во время составления топографической карты Шаклтона. Считается, что залежи льда или других форм воды должны обладать высоким альбедо, примерно в два раза большим, чем у реголита - породы лунного грунта.

Сравнение альбедо различных частей кратера показало, что на его поверхности может находиться смесь из льда и пород толщиной в несколько микрометров. По расчетам Зубер и ее коллег, доля воды в этой корочке не будет превышать 22%. Эти выводы подтверждаются данными с другого прибора - радара Mini-RF на борту зонда LRO.